• Президент України
  • Верховна рада
  • Урядовий портал
  • Урядова телефонна
  • енергоефективність
  • Мінрегіон
  • Донецька ОДА
  • Донецкий областной совет
  • Донецький обласний контактний центр
  • Національної дитячої «гарячої лінії»
  • Офіційний веб-сайт Головдержслужби України
  • Донецька обласна служба зайнятості
  • Державний реєстр виборців
  • Веб-портал електронних послуг
  • проект ExportUA

Оновлено 27.01.2012 09:33

Рождение города


Формироваться как город Краматорск начал намного раньше, когда в двадцатые годы был взят курс на индустриализацию, и скромный заводской поселок с его предприятиями тяжелой промышленности и строительных материалов оказался на переднем крае борьбы за социализм, за выход СССР на качественно новый уровень промышленного развития. В этом материале мы расскажем о второй половине 20 годов, о том, как создавалась гордость СССР – тяжелая промышленность.



Маленькая степная столица


Официальным признанием Краматорской (так тогда назывался наш город) как одного из форпостов индустриализации Украины стало получение населенным пунктом статуса поселка городского типа. В этот период Краматорская – это маленькая степная столица, районный центр, объединяющий 15 сельских советов со 122 населенными пунктами. Ныне часть этой территории относится к Александровскому и Славянскому району.


Согласно Всесоюзной переписи 1926 г., в Краматорской проживали 12 305 человек. Уже в начале ХХ века Краматорская формируется как многонациональное поселение. Развивающиеся заводы поселка привлекали рабочую силу из многих городов Российской империи, стран Западной Европы и даже Азии. В 20-е годы наряду с украинцами – основным населением Краматорской – трудятся русские, поляки, чехи, немцы, евреи, армяне, болгары, китайцы, латыши, татары, представители других народов. Сплав различных культур, верований, традиций придавал поселку неповторимое своеобразие.



Индустриальный центр. КГМЗ – сердце поселка


Издавна Краматорск именуют городом машиностроителей. В 20-е годы репутацию поселку как индустриальному центру создавал главным образом Краматорский машиностроительный и металлургический завод (КГМЗ). Ныне это СКМЗ и КМЗ. До 1934 года предприятия функционировали как единое целое.


КГМЗ, входивший тогда в состав одноименного треста, являлся сердцем поселка, средоточием его экономической, политической, социальной, культурной жизни. Более восьми тысяч рабочих ежедневно заполняли цеха КГМЗ. Они приезжали на рабочих поездах или шли пешком из окрестных хуторов и деревень. 55 процентов заводчан проживали в сельской местности. Они вели полукрестьянский-полурабочий образ жизни, что было характерно для Донбасса тех лет. Элементы патриархальности, черты традиционной национальной культуры, носителями которых являлись сельские жители, смягчали урбанистическую жестокость нравов рождающегося индустриального центра, не позволяли его обитателям забывать о своих корнях.


Но социальная двойственность этой части рабочих, чьи мысли были заняты своим хозяйством и которые зачастую рассматривали завод, лишь как источник временного заработка, осложняло развитие производства. Только последовавшая в 1930 году коллективизация потребовала жестко и ясно от каждого определить свою классовую принадлежность: или вступить в колхоз и продолжать крестьянствовать, или же окончательно связать свою судьбу с рабочим классом.



Борьба с послевоенной разрухой


Завод требовал любви, заботы, профессионализма, а не безразличия случайных людей. КГМЗ страдал от текучести кадров. Из гражданской войны он вышел с большими потерями: производство было практически остановлено. Однако, «полуразрушенный завод и голод не ослабили энергию рабочих – они восстановили завод», - писала заводская газета «Краматорская Домна». В 1926 году доменный и мартеновский цеха превзошли довоенный уровень производства. В середине двадцатых годов, несмотря на то, что некоторые цеха походили «на полукустарные мастерские, где применялся преимущественно ручной труд», краматорчане внесли свой вклад в индустриализацию: изготовили серию прокатных станов для предприятий Урала, «оборудование крупносортного стана 720 для московского завода «Серп и Молот», различное прокатное оборудование для ряда металлургических заводов».



Первая в СССР домна


В 1927 году краматорские металлурги и машиностроители выдержали настоящий экзамен. На КГМЗ была задута «первая в СССР домна № 2 – бис, все основные части которой были изготовлены собственными силами». Особенно прославились каменщики Ивана Лаврикова: некоторые из них вырабатывали по 10 норм в день.


Заводчане приняли самое активное участие в восстановлении угольной промышленности Донбасса. Они делали для шахт электровозы, электрические лебедки, конвейеры и другое оборудование.


К 1927 году на предприятии было налажено производство первой врубовой машины, построенной в СССР. Она не уступала по техническим показателям знаменитой американской машине «Сулливан». Но, к сожалению, прорыв в отечественном горнорудном машиностроении краматорчанам совершить не удалось. По ряду причин их врубовая машина не попала в массовое производство.



Рационализация производства – важнейшая задача


Одновременно с взятием новых технических рубежей рос и формировался рабочий класс. Среди трудящихся КГМЗ мало было потомственных рабочих. По данным 1929 года из 8259 заводчан только 1466 человек работали на производстве свыше 10 лет.


Рационализация производства становится важнейшей задачей коллектива КГМЗ «на грани второго десятилетия Октября». В мае 1927 года начал работать отдел рационализации, но решающим оказалось массовое участие в ней рабочих завода. Ряд рационализаторских предложений, внедренных на электростанции, способствовал удешевлению себестоимости одного киловатт-часа электроэнергии с 6,5 – 7,5 копеек до 4,5 – 5 копеек. «Переустройство прокатного цеха, стана 280, повысило прокат проволоки с 2000 пудов до 3500». Рациональная система работ в мартеновском цехе дала возможность «из двух печей выпустить те же 9000 тонн, выпускаемых ранее из трех печей». Эти фрагменты – лишь крошечная частица подробнейших, обстоятельнейших материалов, посвященных рационализации в публикациях «Краматорской Домны».



«Краматорская домна» о сложностях становления


Создавать гордость СССР – его тяжелую промышленность – краматорчанам приходилось в сложных условиях: слабо была поставлена охрана труда, что порождало высокий уровень травматизма, не обеспечивались самые элементарные потребности рабочих. Многие заметки в «Краматорской Домне» рассказывают: «В механическом цехе в дневной смене не хватает питьевой воды, а во второй и третьей смене ее не бывает совсем… за водой нужно ездить за три версты от завода». «В прокатном цехе долгое время не было бани – рабочим негде было купаться. Теперь есть своя баня. Зайдешь – пара нет, а мусору полно. Купается рабочий в холодной воде…». «В машинном отделении электрического цеха против окон проходит газовая труба, и при спуске лишних газов в помещении работать невозможно…Машинисты бросают свои машины, слесаря – верстаки и уходят на свежий воздух, чтобы не угореть».



Большая реконструкция


Союзное руководство, ВСНХ возлагали на КГМЗ большие надежды в выполнении планов индустриализации. Поэтому в апреле 1928 года была начата реконструкция машиностроительной части КГМЗ. Был существенно расширен механический цех, установлены новые зарубежные станки (станочный парк предприятия обновился на 60 %). Групповой трансмиссионный привод станков заменен индивидуальными электроприводами. Заводу были выделены средства «для оборудования закалочной мастерской со специальными печами по закалке и цементами». Это оборудование позволило КГМЗ изготавливать «отечественные высококачественные детали машин с поверхностной цементацией, как это делается в заграничных врубовых машинах».


Реконструкция завода, завершенная в 1929 году, обеспечила техническую возможность выполнения сложных заказов для народного хозяйства СССР (оборудование для машинного зала Волховстроя, мостовые разливочные краны грузоподъемностью 175-200 тонн для металлургических предприятий). Такая техника создавалась впервые в стране.


Именно у нас, в Краматорске, изготавливался первый в СССР непрерывный прокатный стан (блюминг), которых в мире насчитывалось всего до четырех десятков. Внесли свою лепту краматорские машиностроители в сооружение легендарной ДнепроГЭС. В конструкторских бюро, цехах КГМЗ разрабатывались и изготавливались шлюзовые ворота гидроэлектростанции, металлоконструкции гигантских мачт линий электропередач через Днепр. Краматорчане сами монтировали свои изделия на ДнепроГЭС.



Заводчане потрясли американских специалистов


Бригада из 200 монтажников под руководством мастера И.Г. Кремса с ювелирной точностью, до 0,5 мм, установила на шлюзовых воротах затвор с поэтическим названием «Баттерфляй» («бабочка»), очень крупное и сложное по своей конструкции сооружение.


Своей изобретательностью, смелыми техническими идеями, мастерством заводчане удивили даже американских специалистов, работавших на ДнепроГЭС. Так, И.Г. Кремс предложил свой метод установки 75-метровых мачт на острове Хортица. Вместо традиционного способа «наращивания», которому отдавали предпочтение не желавшие рисковать американцы, краматорчане стали собирать мачты на земле и поднимать их уже в готовом виде. Таким образом была достигнута колоссальная экономия времени, установлен мировой рекорд: 20-30 дней на монтаж одной мачты вместо 6 месяцев. Потрясенные американцы пригласили Кремса поработать за рубежом в качестве консультанта по монтажным работам. Но Иван Григорьевич предпочел вернуться на родной завод.




Лидия Зеленская,

научный сотрудник Музея истории


На фото: рабочие КГМЗ в двадцатые годы




ЦИФРЫ


Согласно Всесоюзной переписи 1926 г., в Краматорской проживали 12 305 человек.


В этот период Краматорская – это маленькая степная столица, районный центр, объединяющий 15 сельских советов со 122 населенными пунктами.


На КГМЗ трудились более 8000 рабочих. 55 процентов заводчан проживали в сельской местности.



1456 переглядів

Print

Пошук на сайтi


Подiї тижня

  • 22.11.2017

    10-00
    СЕСІЯ МІСЬКОЇ РАДИ
    Порядок денний
    зала засідань виконкому, 4 поверх
    міський голова Панков А.В.

  • 22.11.2017

    12-00
    Акція «Допоможи мені побачити цей світ»
    Бібліотека ім. А. Чехова
    начальник управління з гуманітарних питань Гореславець А.М.

  • 22.11.2017

    13-00
    Виставка образотворчого та декоративно – ужиткового мистецтва «Ми всі різні, але нас єднає Україна»
    Художній музей
    начальник управління з гуманітарних питань Гореславець А.М.

  • 22.11.2017

    13-30
    Конкурс на краще декламування поезії «Моя земля – прекрасна Україна»
    Бібліотека ім. Т.Шевченка
    начальник управління з гуманітарних питань Гореславець А.М.

  • 22.11.2017

    13-30
    Цикл голосних онлайн-читань з візуалізацією
    ДЦБ ім. О.С.Пушкіна
    начальник управління з гуманітарних питань Гореславець А.М.

  • 22.11.2017

    14-00
    Засідання міської комісії по розгляду питань, пов`язаних з наданням житлових субсидій
    Порядок денний
    Управління праці та соціального захисту населення
    начальник управління Ігнатенко О.М.

  • 22.11.2017

    14-00 16-00
    Особистий прийом громадян
    громадська приймальня, каб.1а
    керуючий справами виконкому Давискиба А.М.

  • 22.11.2017

    15-00
    Перший відбірковий тур конкурсу – фестивалю - «Школа має талант!»
    МПК ім. Леоніда Бикова
    начальник управління з гуманітарних питань Гореславець А.М.

Всі подiї


Календар новин


Підписатися на новини


  • КРАМАТОРСЬКА МІСЬКА РАДА ОТРИМАЛА ВІД ГО «ІНСТИТУТ МАСОВОЇ ІНФОРМАЦІЇ» ВІДЗНАКУ «РАДА ДРУЖНЯ ДО МЕДІА»
  • Контакт центр
  • СБУ Інформує
  • Петиції
  • ОСББ
  • бджет-візуалізація
  • Громадський бюджет
  • Комунальна медична установа 'Міська лікарня №1'
  • police
  • Програм
  • Центр допомоги учасникам АТО
  • Пільги учасникам АТО_2
  • Проект підтримки внутрішньо переміщених осіб
  • Реєстрація документів на субсідію
  • Розрахунок субсідій
  • Пільги учасникам АТО
  • Інформанція для переселенців
  • Сайт «Teplo.gov.ua»: як отримати субсидію?