• Президент України
  • Верховна рада
  • Урядовий портал
  • Урядова телефонна
  • енергоефективність
  • Мінрегіон
  • Донецька ОДА
  • Донецкий областной совет
  • Донецький обласний контактний центр
  • Національної дитячої «гарячої лінії»
  • Офіційний веб-сайт Головдержслужби України
  • Донецька обласна служба зайнятості
  • Державний реєстр виборців
  • Веб-портал електронних послуг
  • проект ExportUA

Оновлено 24.10.2014 10:19

Палітра життя

Один день в приюте

Игорь Половинко

Психолог




boss2.jpg

















"Кагда заканчеваится детство?"



/Сегодня природа захватывает
территорию заброшенного города —
кажется, что это дома «выросли» в
лесу…(Чернобыль – земля отчуждения)/


Воплощать мечты в реальность – это игры для взрослых, а вот просто мечтать, не заботясь ни о чем – самая лучшая детская игра. Истинные детские мечты не ограничены законами физики, деньгами, мнением социума, критичным отношением к своим способностям и прочим рациональностям. Мечты, в основном, связаны с полётами или путешествиями, и – безграничны, пока не закованы в цепи условностей общества. Девочки представляют себя принцессами, мальчики – волшебниками или бесстрашными астронавтами, покоряющими фантастические миры, и эти мечтания – основа их будущей, взрослой жизни. Отпуская воображение в беспрепятственное фантазирование, мы – растём, развиваемся, строим свой «ДОМ», в котором, возможно всё: и счастье, и смех, и благополучие. Только вот стройматериалы на такой дом мы берём из личных запасов, которые и наполняем сами. Это – наш ум.


Для придумывания чего бы то ни было нужен некий первичный «толчок» – идея, которая со временем наполнится содержанием, обрастёт подробностями и станет уже не просто красивой мечтой, а важной целью. Основой для фантазий могут являться услышанные детские сказки, увиденные и прожитые фильмы, зачитанные до дыр книги. В детских мечтах игрушки оживают, растения и животные разговаривают человеческим языком, люди умеют летать, как птицы, и плавать под водой, словно рыбы. Оглянитесь вокруг. Из мечтателей о розовых слонах выросли учёные, изобретатели, художники, музыканты. Всё, что нас окружает, ещё вчера было чьей-то мечтой, а благодаря их вере и стараниям, мы сегодня пользуемся благами цивилизации.


boss2.jpg


Сегодня я был в гостях у детей сирот и детей, лишенных родительской опеки… Мы пытались нарисовать мечту. Я смотрел на детей, они на меня. Я – есть, дети – есть, цветные карандаши, бумага… а детской мечты – нет. Наверное, кто-то скажет, что мой опыт – это исключение, что на самом деле все дети мечтают, просто не каждый сразу может искренне открыться другому человеку. Возможно, но когда ребёнку напоминают о его мечте, в глазах загораются искорки, даже начинают блестеть по-особенному. Смеющееся-счастливые! Вот они какие! Того, кто знает ответ, никогда не застать врасплох. Да, здесь живет мечта!


Я зашел с другой стороны, спросил, примерно, то же самое: чтобы они хотели для себя? Несколько самых банальных вещей, которые должны быть у каждого. Я жаждал другого, более значимого, но вновь остался без ответа. Почему ЭТИ дети не мечтают? Может им страшно, что их мечты никогда не сбудутся, и они наперед, уже заранее перестали верить в самое сокровенное, такое, например, как любовь, честность, справедливость?..


Они – не мечтают, ведь мечтать – это заглядывать в будущее, которого они боятся, не хотят вспоминать прошлое, а настоящее – зыбко и мимолётно. Наши страхи всегда сильнее наших желаний. Возрастная психология утверждает, что развитие воображения ребенка зависит от того, как он прожил период жизни с 1 года до 3 лет. У сирот этот «период» – украли, мечте подрезали крылья и именно поэтому детские желания не выходят за пределы границ реальности, которую они сами себе, или «заботливые» взрослые, очертили.


Испокон веков, в русских сказках всегда присутствовали волшебные персонажи которые исполняли желания: золотая рыбка, джин из волшебной лампы, старик Хоттабыч, фея, добрый волшебник, но самые главные «волшебники» – это, конечно, мама, папа, бабушка, дедушка… Все мы, родом из детства и, если у здорового ребёнка должен быть «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка» – «кирпичики» фундамента фантазии, значит у каждого НАШЕГО, пусть и запоздало, но в обязательном порядке – они будут.


Я – не волшебник, и до сих пор учусь, а значит будем с ребятами читать, рисовать, играть, общаться, будем вместе учиться фантазировать. Если Вам показалось, что мы потеряли интерес к жизни, то – нет, нас просто не научили мечтать! Пока не научили! Согласен, будет не просто, прийдется засучить рукава и… Но мы – справимся, и у нас ещё будут мечты, которые обязательно сбудутся! Сегодня, они то, что мы есть, но уже завтра… наши мечты принесут всем счастье! А пока, мы им говорим – до свидания…мы уже идем!




Октябрь, 2014 год







Десять тонн

послесловие




« – Доцент, ты когда-нибудь маленький был? – Был. – У тебя папа, мама был? – Был. – Тогда зачем ты такой злой?»



Все мы родом из детства и у каждого из нас была своя песочница, свои города, башни, дороги… Песок обладает некой магической силой и в определенные возрастные периоды начинает манить к себе. Детям хочется трогать песок руками, изготавливать песочные куличики, или просто выкапывать ямку и засыпать свои ручки или ножки песком. Песок поглощает негативную энергию, успокаивает, наполняет гармонией и именно поэтому так полезно детям играть в песочнице…


27 сентября 2014 года в центре города появилась гигантская песочница. 10 тонн песка для малышей, у которых взрослые украли лето 2014 года, да что там лето, у кого-то они украли детство, у кого-то украли Родину, а у кого-то украли жизнь… Именно поэтому я и начала эту статью с цитаты-укора из «Джентльменов удачи».


10 тонн – маленький островок возможности быть самим собой в большом городе, с разрешением пачкаться и строить самому город счастья, детский город, без взрослых…


На площадке происходило волшебство сродни Таинству бытия: самые младшие собрались в сплоченный кружок и с интересом выкапывали общую ямку; кто-то воплощал индивидуальный проект, который вписывался в общую картину песочного города; многие дети сразу же нашли себе друзей и воодушевленно работали вместе.


Первыми удивляли наши дети. Они – были взрослыми, с глубоким природным эмоциональным восприятием действительности, а не логическим, взросло-понятийным: правильное – не правильное, белое – черное… Пока ребенок мал, спектр его чувств и переживаний, их глубина и разнообразие, чрезвычайно велики, пока мир взрослых не начинает вносить свои коррективы – что малышу чувствовать, как и кому сопереживать…


Вторыми удивляли родители. Абсолютно нормально, если мать испытывает беспокойство о своем ребенке. Материнская тревожность напрямую связана с механизмами выживания. Нечто подобное можно наблюдать у самок животных в тот короткий период, когда у них появляется потомство. Это связано с необходимостью защищать детенышей от хищников и превратностей дикой природы до тех пор, пока они подрастут и уйдут в самостоятельную жизнь. В человеческом обществе наоборот – период детства настолько затягивается во времени, что мать не перестает тревожиться о своем ребенке даже тогда, когда тот становится взрослым и самостоятельным. Постепенно ребенок для матери приобретает гиперценность и приходится наблюдать ряд патологических материнских реакций: попытки искусственно удержать подросшего ребенка «в гнезде», желание постоянно его контролировать и, конечно, болезненная тревога за жизнь ребенка.


Следует знать, что повышенная материнская тревожность может серьезно навредить детям, и, увы, приходилось наблюдать ситуации, когда родители служили источником опасности для своих детей.


Родителям было предложено отойти в сторонку, дав детям возможность самостоятельно создать свою уникальную картину мира, но они, взрослые, требующие от своих детей обязательного послушания, никого не услышали...


Родительское кольцо вокруг песочного города становилось все плотнее, дети получали от родителей указания, наставления материального плана и даже требования «немедленно закончить возню в песке»…и, как следствие родительской «заботы» – для некоторых малышей терапия закончилась слезами.


Казалось бы, обычная песочная терапия, а за ней, как на ладони, наше взрослое общество, не способное понять истинных природных переживаний, променявшее их на потребности очевидной направленности: обладание и потребление.


Нормальная тревога всегда сопряжена с реальной угрозой, а невротическая, как правило, мало связана с объективной ситуацией и зависит в большей степени от внутренних переживаний и волнений родителей, которые разумно-принудительно ограничивают свои действия или действия своего ребенка. Но, на то мы и люди, чтобы не бездумно защищать своего ребенка, как это делает самка животного. В человеческом обществе материнский инстинкт облагораживается способностью женщины к самоанализу, уважением и интересом к своему ребенку, как к личности. Современной наукой доказано, что ребенок учится эффективно тогда, когда ошибается, а взрослые делают все, чтобы вызвать у ребенка страх перед ошибками. Но ценно только умение учиться самостоятельно. Мы знаем, дети очень любят играть; у них много энергии; они любят смеяться, бегать, прыгать…Знаем, но зачастую наказываем за проявление эмоций, жизнерадостности, интереса. О каком же развитии личности может идти речь, если взрослые способны уничтожить индивидуальность ребенка, лишить его мыслить самостоятельно. Дети безошибочно чувствуют истинное состояние матери, поэтому в сложных случаях тревожные матери нуждаются в помощи специалистов-психологов.


Осознайте. Чем меньше свободы вы даете малышу, тем сложнее ему будет выжить во взрослом мире. Ваш ребенок не всегда сможет быть под вашим пристальным вниманием и опекой, ему в любом случае придется жить самостоятельно, сталкиваться с проблемами, которые важно научиться решать самому. Дайте своему ребенку самостоятельно приобрести жизненный опыт. Ему нужна ваша поддержка, а не навязывание вашего личного опыта. Естественно, не стоит пускать все на самотек и давать ребенку полную свободу, но найдите золотую середину.


Оказалось, немногим было интересно, как игра с песком связана с видением мира ребенком… Может, мы, взрослые, боимся узнать правду.


Все написанное – это только наблюдения за строительством детьми города счастья всего лишь из 10 тонн песка.


P.S. Выражаю глубокую благодарность и признательность всем спонсорам, моим коллегам и нашим детям, которые сделали этот праздник таким, каким мы его видели.




Татьяна Вернигора,

начальник службы по делам детей











По наблюдениям отечественных медиков, 10% семейных пар в Украине не могут иметь ребенка через объективные проблемы со здоровьем. По данным департамента по вопросам усыновления и защиты прав ребенка, ситуация еще сложнее: каждая четвертая супружеская пара в нашей стране вынужденно бездетная.


Желание усыновить ребенка может возникнуть в семьях, где уже подрастают свои дети, в бездетных и неполных семьях. И хотя принятый Верховной Радой закон о государственной помощи дает усыновителям материальную поддержку, специалисты советуют потенциальным усыновителям хорошо взвесить все «за и против», не «прятаться» за пресловутое «Все будет нормально», прежде чем предпринять ответственный шаг.


Поэтому, задумайтесь… Задумайтесь о возможностях своего здоровья на перспективу; о том, кто сможет Вас поддержать в трудный момент; как Вы будете справляться с жилищными и финансовыми проблемами. Не помешает представить, что Вы будете делать в случае развода, возможного выявления у ребенка серьезного заболевания, неожиданного возникновения его родственников. Будете ли Вы достаточно гибки через годы для поддержки ребенка-подростка, восприятия его интересов и своеобразного круга общения.


Если у Вас уже есть ребенок, то очень важно его понимание и даже участие. Сделайте его своим соратником, внимательно выслушайте его мнение, он имеет такое же, если не большее право голоса. Постарайтесь решить максимум своих проблем до, а не после усыновления.


Ваш будущий родительский успех, зависит от готовности принятия ребенка таким, какой он есть: с его достоинствами, недостатками, характером, непростым прошлым и правом быть самим собой. Необходимо развивать то лучшее, что заложено природой в каждом ребенке, а не тратить силы на борьбу с негативными чертами. Ребенка нужно любить за то, что он есть, а не за правильное поведение, симпатичное личико, хорошие поступки и таланты. Любовь вообще должна быть свободна от всяческих оценок.


Взвесьте свою готовность достойно встретить традиционную настороженность окружающих, а иной раз и неприятие, пересуды соседей. Не забудьте посоветоваться со своими близкими и узнать, как они относятся к вашему решению. Важно, чтобы они его поддержали.


Задумайтесь, сможете ли вы принять личностные особенности ребенка. Справитесь ли вы со своими амбициями, если ребенок не сможет усвоить все ваши правила и быстро приноровиться к сложившемуся вашему жизненному укладу? Сумеете ли отказаться от желания немедленно перевоспитать и сделать из него «хорошего ребенка»?


Сможете ли не фиксироваться на отдельных негативных моментах, не «застревать» на мелочах, приписывая генам возникающие проблемы, а преодолевать свои страхи, не поддаваясь общественному мнению?


Бывают случаи, когда путем усыновления люди пытаются решить собственные проблемы, самоутвердиться или спастись от одиночества. Кто-то прибегает к усыновлению в надежде стать «не хуже других», кто-то - окружить себя в старости вниманием и заботой, а кто-то – даже улучшить свои жилищные условия. Но ребенок – это индивидуальность, он никак не может быть инструментом для решения ни психологических, ни материальных проблем взрослых. Решать свои проблемы за его счет аморально. Принятие ребенка в семью может быть только взаимовыгодным и обязательно должно быть продиктовано желанием помочь лишенному родительской заботы ребенку.


Ваши ответы самому себе на эти непростые и не безболезненные вопросы, консультации у практикующих специалистов, а иногда и личная психотерапия, придадут вам уверенности в правильности принимаемого решения либо, наоборот, помогут от него вовремя отказаться. Никто не осудит вас, если вы откажетесь, почувствовав себя пока не полностью готовыми к такому шагу. Но многие осудят, если вы не сумеете удержаться на этой нравственной высоте.


Подавляющее большинство усыновителей не имеют собственных детей, что порождает ряд психологических проблем, связанных с принятием ними ребенка; выработкой оптимального стиля семейного воспитания, учитывающего психологические и индивидуальные особенности усыновленных детей с трудной жизненной историей.


    Судьба детско-родительских отношений в семье усыновителей в значительной степени определяется тремя основными факторами, которые могут влиять на возникновение проблем и определят особенности её дальнейшего функционирования. Это:


    1. мотивы усыновления;
    2. наличие или отсутствие тайны усыновления и отношение к родным родителям ребёнка;
    3. степень гибкости семейной системы.


Эти факторы достаточно специфичны именно для семей усыновителей, т.к. усыновление – очень серьёзное изменение в семейной системе, и именно от неё требуется очень высокая гибкость. По этой причине психотерапевту важно учитывать эти факторы и прояснять их.


Если предыдущие «страшилки» Вас не запугали до смерти, и Вы готовы идти дальше, я искренне буду рад быть Вашим попутчиком в «психологических лабиринтах» усыновления. В следующей встрече разговор пойдет о дисфункциональных мотивах усыновления, которые могут привести к определенным сложностям при воспитании усыновленных (приемных) детей, а иногда и трагедиям.








Мы продолжаем цикл встреч под общим названием «Психология усыновления или счастье в Вашем доме» и сегодня разговор пойдет о мотивации усыновления.


Психологическая поддержка семей с усыновленными (приёмными, родными) детьми – это возможность по-строения линии Вашего поведения в отношениях с ребенком. Чем могут помочь специалисты? С одной стороны они, конечно же, не научат ребенка любить Вас, не подгонят его под существующие у Вас представления об идеальном ребенке, не сделают его таким, каким Вам, возможно, хотелось бы его видеть. С другой стороны, психолог может помочь разделить проблемы, связанные с адаптацией ребенка в семье, с формированием привязанности, от проблем связанных с повышенной возбудимостью...


Безусловно, как и всякая семья, семьи с усыновленными детьми могут быть благополучны, а могут - нет… Очень многое, прежде всего, зависит от Вас.


К основным гарантам того, что семья, усыновив ребенка, сделает счастливым его и будет счастлива сама, относят анализ мотивов усыновления.


1. Мотив, удовлетворяющий потребность в продолжении рода.Это когда женщина не может родить собственного ребенка по медицинским причинам, но есть сильное желание стать матерью, понять,что такое материнство, подарить тепло души, заботу и ласку крошечному существу, создать полноценную семью, полностью реализовать себя по программе, заложенной природой, т.е. воспитать ребенка. И тогда встает вопрос об усыновлении. Если женщина замужем и между супругами царит взаимопонимание, то муж полностью поддержит жену, поймет ее чувства, необходимость появления малыша в семье, и все последующие заботы и радости, связанные с появлением ребенка, они разделят вместе.


Факторы риска.Возможно разногласие супругов в желании усыновить ребенка, в методах его воспитания, страх «дурной наследственности», предвзятое восприятие индивидуально-психологических особенностей усыновлённого ребенка. Воспитание детей выступает как реализация смысла жизни пары, и с ребёнком связываются большие ожидания, чаще всего реализуются механизмы гиперопеки. При оценке параметров семейной системы следует отметить, что внешние границы таких семей жёсткие, а внутренние – размыты, т.е. нет чётких границ между супружеской и детской подсистемами. Возможна и гибкость, и ригидность (неготовность к изменениям в соответствии с новыми ситуационными требованиями), как ролей, так и семейных правил. В большинстве случаев, сплочённость семьи высокая, но при этом, мать с ребёнком объединены, а отец находится на периферии.


За помощью семьи обращаются в периоды сепарации (отделения) подростков, при необходимости отдать ре-бёнка в детский сад, школу.


2. Мотив «смысл жизни». Это когда усыновленный ребенок придает осмысленность существованию родителя, позволяет ему определить жизненные цели и задачи. Не стыдитесь признаться сами себе: не я нужна какому-то пока неизвестному малышу, а он нужен мне. Он нужен мне, чтобы жить и жизни этой радоваться. Чтобы было кому передать свой опыт, свое тепло. Что хочется наряжать ребенка в красивые одежки, хочется, чтобы кто-то обнимал маленькими ладошками, хочется читать кому-то на ночь сказки и т.д.


3. Мотив преодоления одиночества («страх пустого гнезда»).Ребенок рассматривается как значимый партнер, с которым можно установить отношения близости и доверия, источник положительных эмоциональных переживаний, опора в старости. Подобная мотивация доминирует у одиноких людей, по разным причинам не сумевших создать или сохранить семью.


Факторы риска.Чрезмерность и неадекватность ожиданий в отношении личностных качеств ребенка (чуткости, доброты, заботливости и т.д.); возраст усыновителей, который не позволяет им полностью реализовать воспитательную функцию в период высокой профессиональной и социальной активности.


В таких случаях обязанностью ребёнка становится «сделать» усыновителей счастливой, ведь для этого его и взяли. Часто ребёнок в такой семье выполняет не только свою роль, но и функциональную роль супруга. Границы между детской и родительской подсистемой размыты, детско-родительские отношения становятся симбиотическими (духовное и телесное слияние родителя и ребенка). У ребёнка в большинстве случаев могут возникать трудности сепарации в подростковом возрасте, т.к. он нагружается ожиданиями, которые должны предъявляться супругу (например, быть с матерью всегда, поддерживать её во всём и т.д.).


4. Альтруистическая мотивация.Это стремление защитить ребенка, оказать ему помощь и содействовать в создании благоприятных условий развития, «вырвать» ребенка из «ужаса» детского дома. Часто это ситуативное желание или импульс после просмотра передачи о детях-сиротах, ролика социальной рекламы или чтения статьи в газете, журнале. Жалость к «бедному сиротке» активизирует сначала негодование на родителей, «бросивших» детей, затем неудовлетворенность своей личной жизнью, и – «Я не такая (такой), Я – лучше, Я – спасу (усыновлю)». Включается стремление «облагодетельствовать», и человек втягивается в игру «Жертва – Спасатель – Преследователь». В данном случае усыновитель фокусом своих усилий делает благополучие и интересы ребенка, а не удовлетворение собственных интересов и потребностей.


5.Тысячам детишек нужна помощь, которая реализуется не только усыновлением. Возможно, что, для начала, можно заняться и благотворительной деятельностью.


Факторы риска.Опасность такого вида мотивации кроется в стремлении родителя из самых благих намерений построить асимметричные отношения, в которых ребенку неосознанно навязывается роль «потребителя» тех условий, которые создает для него родитель-благодетель.


Нередко этим поступком может доказываться собственная доброта обществу, самому себе или же родному ребёнку. В этом случае усыновителям особенно требуется благодарность усыновленных детей, а любое поведение ребёнка, которое им не нравится или неудобно, рассматривается как проявление неблагодарности. Дети в семьях подобного типа растут «должниками», т.к. будут «всю жизнь должны родителям». Если демонстрация «доброго дела» адресована родному ребёнку, тогда и он получает «послание», что ему повезло, и он тоже должен быть благодарен.


Иногда семья усыновляет ребёнка для реализации педагогических способностей, желая с помощью успешного воспитания сделать из «трудного» ребёнка достойного и успешного.


Для таких родителей характерно постоянно тревожное ожидание «проявления неблагоприятного генофонда», недоверие к себе как к родителю, идеализация семейной ситуации. Все неудачи ребёнка, отклонения в поведении рассматриваются как следствие генетической предрасположенности и ранней депривации (недостаточное удовлетворение основных психических потребностей: отсутствие необходимой для ребенка ласки, внимания и т.д.). Нередко образ будущего рисуется родителями в мрачных тонах. В таких случаях встречаются два варианта поведения родителей.В первом случае, родители часто обращаются за помощью к врачам и психологам, вплоть до регулярной госпитализации в психиатрическую больницу с целью лечения и профилактики.Во втором случае, родители ставят воспитание на центральное место. Они активно изучают литературу, посещают и организуют различные сообщества, в которых обсуждаются темы связанные с воспитанием приёмных детей. Чаще всего консультант сталкивается здесь с недоверием к себе как к родителю, со страхом оказаться плохим или некомпетентным родителем, со стремлением постоянно демонстрировать и доказывать свою любовь к ребенку или заботу о его будущем.








5. Мотив компенсации утраты собственного ребенка.В истории семьи была смерть родного ребенка, и родители пережившие смерть ребенка, хотят найти ему замену, стремятся как можно скорее восполнить жизненную пустоту и смысловой вакуум усыновлением.В усыновленном (приемном) ребёнке видится другой человек, он «нагружается» определёнными ожиданиями, не учитываются его индивидуальные психологические особенности. В ответ у ребёнка могут возникать идеи самообвинения, формируется негативная и низкая самооценка. Он страдает от недостатка эмоциональных контактов с родителями, т.к. ОН – отдельная неповторимая личность и не может повторить кого-либо, ни полностью, ни частично. В такой ситуации должно пройти какое-то время, чтобы пережить утрату, переболеть, понять, что это будет другой ребенок, другая жизнь.


Факторы риска.Подобная мотивация может стать причиной трудностей детско-родительских отношений и даже отвержения усыновленного ребенка. Идеализация прошлого и постоянное сравнение родителем своего собственного и усыновленного ребенка, осуществляемое как на осознанном, так и неосознанном уровне, приводят к разочарованию, дистанцированию, отчужденности и даже отказу от усыновления.


Такая семейная система на стадии усыновления находится в неустойчивом состоянии, супруги либо отдалены друг от друга, ищут новые фигуры, либо объединены, но, в основном, горем от потери ребёнка. Скорее всего, для такой семьи характерны жёсткие внешние границы и размытые внутренние. Для членов семьи характерна ригидность в выборе ролей и негибкость семейных правил. В семье присутствует множество негласных правил, регулирующих коммуникацию, а также вероятны скрытые конфликты между супругами.


6. Мотив стабилизации супружеских отношений.Это желание сохранить брачный союз.Такое бывает, когда отношения не равные, если один из супругов пытается манипулировать другим, если один испытывает эмоциональную зависимость от другого, а тот уже остыл и вот-вот «сорвется с крючка», и когда при этом нет детей, то усыновление может казаться подходящим решением удержания мужа (жены) для сохранения отношений. Это миф. Теплый семейный климат, готовность супругов поддержать друг друга в трудные моменты едва ли не самые главные факторы для успешного усыновления, ведь вместе с ребенком в семью придет не только радость, но и возникнет немалая нагрузка - тревоги и хлопоты, моральные и физические нагрузки, к чему родители должны быть готовы.


Факторы риска.Ребенок выступает в первую очередь как инструмент налаживания «давших трещину» супружеских отношений, а что если ключик не подойдет? Маленький, уже и без вас настрадавшийся человечек окажется в центре скандалов. Он может быть их поводом, их причиной, просто их свидетелем. Как вы полагаете, любому ребенку, своему или приемному, полезно жить в такой обстановке? Трудно предсказывать успех в решении подобной задачи, поскольку воспитание приемного ребенка со своими проблемами и трудностями развития станет скорее еще одним поводом для конфликтов и охлаждения, чем для сплочения супругов. А что делать с ребенком, если дело дойдет до развода? Вы на всю оставшуюся жизнь на руках с не пригодившимся ключиком от не открывшейся дверки! Вместе с тем, при определенных условиях, вариант объединения супругов на почве общей цели воспитания также возможен.


7. Прагматический мотив улучшения материального и жилищного положения.Относительно новым мотивом усыновления является стремление получить материальные выгоды (к примеру, льготный кредит на строительство жилья), став многодетной семьей после усыновления ребенка. Но это опять игры, причем с государством, и кем является ребенок в этой игре?


Усыновление ребенка для кого-то может быть способом самоутвердиться, совершить «подвиг», услышать овации в свой адрес, или просто доказать кому-то или себе, что «могу». Но вот, цель достигнута, задача выполнена, подвиг совершен и даже оценен. Что теперь делать с ребенком, ведь он теперь навсегда будет с вами, «постоянно будет мелькать у вас перед глазами»?


Учет мотивации усыновления позволяет прогнозировать успешность взаимной адаптации родителей и детей и корректировать в случае необходимости как психологическую готовность супругов к усыновлению, так и детско-родительское взаимодействие. Разумеется, бывают и другие причины, как, например, желание большой и дружной семьи, как и те, по которым ребенка усыновлять не надо. Попробуйте себе честно дать ответ: если Ваша мотивация, ожидания, изначально будут ошибочными, будете ли Вы по-прежнему относиться к ребенку, как к родному? Не сдадите ли его обратно, как бракованную игрушку, в детский дом? Если вы не готовы ответить на эти вопросы, то лучше не приступать к усыновлению. Не стоит предавать малыша во второй раз.


Никогда и никто не решит свои проблемы за счет детей. Есть только одна причина усыновления – это избыток любви. Если Вы хотите усыновить ребенка, и у Вас есть избыток любви (потому что есть), тогда все остальное становится не важным и не имеет никакого значения. Тогда Вы можете быть материально обеспеченными или нет, одиноким или в браке, иметь детей или быть бездетными, молодыми или среднего возраста, иметь высокий IQ или не очень. И только тогда ваши усыновленные дети смогут расти в домах, наполненных любовью и безопасностью. Любовь нам была необходима еще до того как мы родились, и будет нужна нам пока мы живы.


Государство не несет ответственности за Ваше решение, и вряд ли будет заниматься Вашими проблемами в дальнейшем. Законодательство не предусматривает ни предоставления жилья, ни специальных льгот для усыновителей и усыновленных детей. Так что рассчитывайте только на свои силы.


В заключение надо отметить, что для усыновителей характерна закрытость внешних границ, и обычно приход к психотерапевту, к сожалению, крайне вынужденный. Обсуждение этих тем вызывает много чувств, с которыми важно обходиться бережно. От психотерапевта потребуется максимум толерантности, терапия, и, конечно, взвешенной радикальности. Психологическое (психотерапевтическое) сопровождение семей с усыновленными (приёмными) детьми, только зарождается, и, увы, немногие психологические консультации имеют психологов и психотерапевтов, способных оказать таким семьям профильную квалифицированную помощь.


Два человека, решившись на позитивную семью, достойны понимания и уважения. Многие родители говорят о благе детей, но, увы, не многие понимают, что детство – это жизнь ребёнка, а не экспериментальный полигон для их родителей. Детство – это багаж воспоминаний, к которым ребёнок будет постоянно обращаться за помощью, когда вырастет, ведь по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка.


Однако, как бы ни были важны личностные качества родителя-воспитателя, как бы ни любили матери усыновленных (приемных, родных) детей, как бы ни желали им добра, - в любой деятельности возможны ошибки; и им все же необходимы и определенные педагогические знания, т.к. они выбирают работу с детьми как профессию, следовательно, обязаны иметь профессиональные умения и навыки, знание детской психологии, механизмов воздействия на ребенка, методов воспитания, которые принято называть «инструментами прикосновения к личности».


В следующей встрече разговор пойдет о проблемах, возникающих в семьях усыновителей, причинах и способах их решения. И, здесь, важно помнить, что легко любить все человечество и трудно - конкретного человека, а коль трудно, так давайте делать это вместе.








В социальной рубрике «Палитра жизни» мы продолжаем цикл встреч под общим названием «Психология усыновления или счастье в Вашем доме» и сегодня разговор о проблемах, возникающих в семьях усыновителей, причинах и способах их решения.


Чтобы благие намерения усыновления не натолкнулись на «подводный айсберг» родительства, мы на примерах семейных историй прикоснемся к наиболее существенным моментам психотерапевтической работы с усыновлёнными (приемными, родными) детьми; поговорим о возрастных психологических особенностях детей; особенностях функционирования и развития семьи с ребенком, имеющим иной социальный опыт, в развитии которых пропущено такое важное звено, как семья; об адаптации родителей и ребенка друг к другу.


Неподготовленные к таким испытаниям родители могут испытывать испуг, шок. Попытки родителей опереться на свой жизненный опыт, на то, как их воспитывали, часто терпят поражение. Некоторыми овладевает отчаяние: «Неужели так будет всегда?!» Могут появиться и крайне негативне мысли: «А зачем нам вообще был нужен этот ребенок? Как было тихо и спокойно вдво-ем… Может быть вернуть его туда, обратно, откуда взяли?» Есть семьи, которые видят выход из сложившейся ситуации в разводе: «Ты хотел (хотела), вот ты и воспитывай!» Это только небольшой перечень проблем, которые могут возникнуть в семьях, решивших взять на воспитание чужого ребенка.



Оправдывая себя, родители начинают искать в ребенке недостатки, свидетельства «преступной наследственности», не слышат доводов специалистов, что это типичные проблемы усыновленных детей, обусловленные не наследственными факторами, а социальной запущенностью ребенка, и при хорошем семейном уходе, заботе и терпении исчезают бесследно...


Следует четко осознавать, что первые годы жизни играют в развитии ребенка большую роль, и если они проведены в государственном учреждении, это может иметь разнообразные последствия, начиная от задержки речевого развития малыша и заканчивая различными отклонениями. Насколько серьезными будут эти последствия, зависит от множества факторов: от времени, в течение которого ребенок находился в детском доме; от внимания, заботы, ухода и многих других. Поэтому, чтобы стать настоящими родителями, Вам необходимо знать особенности развития и воспитания ребенка соответствующего возраста, знать историю его жизни до Вас. Если ребенок до усыновления жил в семье, проблемы будут одни; у ребенка, который свою жизнь начал с дома ребенка, – абсолютно дру-гие. Соответственно, диагностические гипотезы, подходы, методы терапии будут существенно отличаться.


Очень важно наблюдать за поведением ребенка и понять движущие ним причины. Полезно обратиться к специалистам, психологам или же усыновителям, имеющим аналогичный опыт.


История 1.Усыновительница обратилась с вопросом по поводу того, что её сын Сергей (8 месяцев) перекатывается головой по подушке, бьется головой о стенку кроватки, раскачивает тело со стороны в сторону, делает стереотипные движения руками, сосет палец. С подозрениями на эпилеп-сию усыновительница обратились к неврологу, сделала ряд обследований, ребенок получил большое количество медикаментов, но чуда не произошло…


Давайте рассмотрим куда можно (или даже нужно) двигаться и на что обратить внимание в данном случае.


Гипотеза 1(оптимистическая). Раскачивания и удары головой считаются нормальными для детей в возрасте до 3 лет. Они могут наблюдаться в период от 4 до 18 месяцев и продолжаться на протяжении нескольких месяцев. Подобные странности совпадают по времени с открытием ребенком удовольствия от ритмичных движений или колебаний под музыку. Многие дети не могут сразу заснуть и сначала преодолевают некоторое возбуждение, поэтому качают или бьются головой, сосут палец, одеяло или игрушку.


Совет.Перед сном дайте ребенку вдоволь поиграть, подольше подержите на руках и поговорите с ним. Не огранивайте тесной одеждой свободу движений малыша. Ни в коем случае не прояв-ляйте свой гнев или раздражение. Чтобы ребенок не повредил свою голову, обложите стенки кроватки мягким материалом. Можно также поставить в детской комнате тикающий метроном – ритмичные звуки успокоят малыша и отвлекут его от нежелательных занятий. Несмотря на то, что такое поведение может продолжаться достаточно долго, серьезные последствия от подобных действий еще не наблюдались.



Гипотеза 2(медицинская). Удары головой помогают также облегчить боль. В грудном и младшем возрасте дети часто бьются головой, когда у них болят ушки или режутся зубки. Удары облегчают самочувствие и отвлекают от дискомфортных ощущений в ушах или во рту.


Ребенок может биться головой и из-за повышенного внутричерепного давления. Удары, как бы «уменьшают» головную боль, делая ее более локализованной.


Совет.В младенческом возрасте удары головой не являются признаком поведенческих или эмоциональных проблем и решаются путем обращения по назначению: к неврологу, стоматологу и отоларингологу.


У детей постарше удары головой являются типичной реакцией на запрет. Ребенок может наказывать себя сам, чтобы его пожалели, пошли навстречу и разрешили желаемое.


Прежде всего, избегайте прямых запретов. Малыш их не понимает и воспринимает как посягательство на свою личную свободу. Отсюда протест в форме самонаказания и шантажа родителей. Не забудьте также разместить все потенциально опасные предметы вне зоны детской досягаемости.


В любых спорных вопросах постарайтесь договориться с ребенком. Когда уговоры не действуют, не наказывайте и не жалейте, если малыш опять начнет биться головой. Не переживайте – он не расшибет свою голову. Когда ребенок убедится, что вы не обращаете на него внимания, он прекратит свои действия, поскольку убедится, что его стратегия оказалась неэффективной.


Гипотеза 3(адаптационная). Даже младенцы могут испытывать трудности с адаптацией после переезда в приемную семью. Малыши замечают изменения в питании, в окружающей их цветовой гамме, в запахах, в обстановке. Они не понимают, что конкретно изменилось, но они, безус-ловно, понимают, что какие-то изменения произошли.


В то время, как старшие дети реагируют на изменившуюся обстановку поведением, младенцы отзываются на перемены соматически(телом): обычно это проблемы со сном и питанием. Ребенок может отказываться от еды, выплевывать пищу, у него может начаться расстройство желудка или диарея. Проблемы со сном: малыш с трудом засыпает, мало и нерегулярно спит; может возникнуть общая раздражительность, перевозбуждение. Ребенок может плакать сутки напролет без видимой причины.


Совет.Обращайте внимание на мимику малыша, интонацию голоса, телодвижения – это знаки, с помощью которых ребенок пытается выразить свои эмоции. Если медицинские отклонения отсутствуют, родителям нужно знать, что таким образом малыш реагирует на перемены, связанные с переездом в семью.


Дети от 6 до 9 месяцев уже осознают, что рядом нет людей, которые заботились о них раньше. Сначала малыш пытается их искать, потом он раздражается, что выражается безутешным плачем, затем наступает депрессия, проявляющаяся в безразличии к игрушкам и еде, и только после этого происходит примирение с новой ситуацией. «Эти фазы могут присутствовать и у детей раннего возраста, но у них они не обязательно идут в этом порядке и сменяют одна другую.


Если ребенок продолжительное время находился в условиях, когда на него обращали внимание лишь тогда, когда он начинал как-то «не типично» себя вести, он усваивает эту модель поведения и пытается привнести ее в общение с приемными родителями.


Младенцы не могут выражать свои эмоции словами, поэтому родителям нужно позволить им делать это так, как они могут – поведением, и стараться всячески поддерживать малышей: нужно много носить ребенка на руках, говорить с ним, укачивать даже, если на первый взгляд, это не приносит ему успокоения.


Гипотеза 4(психологическая). Возможно, это происходит из-за того, что ребенок был ограничен в движениях, был лишен ласки и тепла человеческих рук, его никто не укачивал (сам себя укачивает).


Месяц за месяцем, а бывает, что и год за годом малыши живут в окружении казенных стен, забавляя себя разглядыванием потолка, а выходящее в коридор окно – зачастую их единственный путь к познанию окружающего мира.


Совет.Не расстраиваться! Для ребенка сейчас важен тактильный контакт. Окружите ребенка вниманием и нежностью, постоянно с ним разговаривайте, пойте. Чаще ласкайте и обнимайте ребенка, общайтесь с ребенком в позе «под грудью», когда его взгляд устремлен в Ваше лицо. Не бойтесь избаловать малыша – чем больше будет физического и эмоционального контакта, тем лучше. Играйте с ним во всякие игры с тормошением, подбрасыванием (если он не боится). Ребенок просит Вас подтвердить, что Вы его любите, несмотря ни на что. Это ему жизненно необходимо, поскольку такого опыта в его жизни не было.


Привлекайте его внимание яркими, блестящими игрушками, находящимися на удобном расстоянии от малыша или помещенными над кроваткой. Очень интересным для младенца является человеческое лицо, поэтому купите ему кукол, клоунов, матрешек и неваляшек. Психологи советуют самим нарисовать на картоне доброе, смеющееся лицо и подвесить над кроваткой малыша на расстоянии 40-50 см.


Дети – это маленькие взрослые, которые в процессе развития движутся от беспомощности к зрелой независимости. У них есть физические потребности, без удовлетворения которых жизнь не может продолжаться, а также психологические потребности, удовлетворение которых служит предпосылкой возникновения у ребенка чувства доверия к миру, обеспечивает гармоничное формирование личности. Каким будет характер и интеллект ребенка – все зависит от Вашего воспитания. И не уделяйте большего внимания внешности малыша! Попытайтесь увидеть в нем большее и главное! Опыт усыновления младенцев показывает, что с возрастом они становятся внешне похожими на своих новых родителей.


В следующей встрече мы продолжим разговор о проблемах, возникающих в семьях усыновителей, причинах и способах их решения.





6401 перегляд

Print

Пошук на сайтi


Подiї тижня

Всі подiї


Календар новин


Підписатися на новини


  • Контакт центр
  • СБУ Інформує
  • Петиції
  • ОСББ
  • бджет-візуалізація
  • Декларування 2017
  • Громадський бюджет
  • Комунальна медична установа 'Міська лікарня №1'
  • police
  • Центр допомоги учасникам АТО
  • Пільги учасникам АТО_2
  • Проект підтримки внутрішньо переміщених осіб
  • Реєстрація документів на субсідію
  • Розрахунок субсідій
  • Пільги учасникам АТО
  • Інформанція для переселенців
  • Сайт «Teplo.gov.ua»: як отримати субсидію?